Все уверенней вступает в свои права весна – красна: радостно щебечут птицы, журчат ручейки, распускаются первые листочки. А мы вновь приглашаем вас познакомиться с весенними славянскими куклами-оберегами.
Но сначала расскажем о древнем славянском празднике Вербохлест. Его на Руси отмечали весело и многолюдно. Едва растает снег, среди талых вод первой распускается верба. Обилие красивых пушистых почек породило ассоциации с плодоношением. Не случайно где-то в глубине веков родилась необычная легенда. Некогда верба была женщиной, и у неё было столько детей, что она поспорила с самой Матерью-Землёй о том, что плодовитее её. Рассердилась Мать-Земля и превратила женщину в вербу.
Начиная с субботы, славяне ломали ветки вербы, а в полночь молодёжь обходила дома с песнями. У ворот кричали: «Отопри, отопри, молодая, вербешкою бить, здоровьем больше прежнего наделить!» Войдя в избу, слегка били ветками вербы со словами: «Верба хлёст, бей до слёз!», «Вставай рано, бей барана!», «Бьём, чтобы быть здоровыми».
С утра, в воскресение, люди легонько хлестали друг друга, детей, а также домашний скот веточками вербы, приговаривая: «Верба красна, бей до слез, будь здоров!», «Будь здоров как вода, будь богатый как земля, расти как верба». Таким образом, они изгоняли зимние болезни и хвори. Детям приговаривали: «Расти, как верба!».
Растолченные высушенные почки вербы славяне добавляли в различные целебные отвары, добавляли в хлеб и другую выпечку. В воскресенье ели вербную кашу. Вербные почки добавляли в хлебцы для скотины. Перед первым выгоном в поле скармливали животным ветви вербы, чтобы те не отравились ядовитыми травами, не стали жертвой болезней, воров и хищных животных.
Славяне верили, что верба не только исцеляет, но и придаёт физическую силу, смелость и мужество, поэтому многие юноши делали себе обереги и талисманы из почек вербы.
Амулеты из вербовых почек носили женщины, у которых не было детей. Веточку вербы клали под перину, чтобы потомство было здоровым. А молодоженов осыпали почками.
Вербой украшали кутный угол — развешивали по углам комнат, что многие делают и по сей день.
В праздник Вербохлест и появилась мотанка – оберег Вербница. Для ее изготовления требовались :лен натурального цвета, ткань зеленых оттеноков; льняные нити; овечья шерсть; береста, хлопковое кружево. Вербница символизировала куст вербы, пробуждение природы весной, радость от возрождения Христа, олицетворяла собой женщину, идущую в церковь освящать вербу.
Цветовую гамму куколке старались выдерживать весеннюю, приближенную к цветам вербы. На личике можно было выплести тоненький крестик. По представлениям некоторых славян куклу Вербницу делали на один день. Она служила только в Вербное воскресенье – приносила в дом счастье и благоприятность. В некоторых других славянских традициях принято было куклу еще держать в доме – до следующего значимого праздника. Все праздничные пасхальные дни оберег стоял на окне, привлекая в дом радость, веселье, достаток и плодородие.
Оберег Вербницу можно было дополнить птицей, также олицетворяющей весну, или узелком, куда можно положить: зерно, как символ плодородия, соль для усиления защитных свойств куколки; травки, олицетворяющие здоровье.
После появления Христианства, а с ним и главного праздника Пасхи к Вербнице стали добавлять вторую куклу-мотанку «Пасху». Изготовление мотанки Пасха у древних славян считалось таким же обязательным занятием, как и роспись пасхальных яиц.
Изготавливались Пасха по тому же принципу, что и Вербница. Требовались те же лен; красный хлопок , льняные нити, овечья шерсть, вместо бересты – скрутка из ткани.
Для этой ляльки в наряде использовали много красного цвета. Этот оттенок обрел особое место в славянском рукоделии. Он использовался во многих оберегах, но в каждом из них обретал особое значение. Конкретно в пасхальной ляльке этот тон символизировал жизнь и красоту. Фигурке делали красные руки и лицо.
Часто лицо Пасхи перевязывали золотой лентой крест-накрест. Таким образом, хозяйка показывала, что кукла не только встречала долгожданное потепление, но и радовалась воскрешению Сына Божьего.
Куклу-оберег Пасху сначала ставили на окно, чтобы показать, что семья ждет Светлого Воскресенья. Когда этот день наступал, ее переносили в красный уголок, где оберег стоял до следующей весны. После того, как мотанка отслужила свое, с нею прощались с благодарностью. Нужно было поблагодарить куклу, а затем медленно и аккуратно разобрать ее и сжечь, а пепел развеять на природе, либо у своего дома. Использовать отработанные кусочки тканей, нитей или украшений куклы больше нельзя.
Автор работы оберегов Вербница и Пасха – Любовь Постнова.
Ссылка для просмотра: https://ok.ru/video/2843538361042