Портрет жертвы дистанционных мошенников

В прошлом году стало больше людей, которые столкнулись с киберпреступниками, при этом пострадал каждый десятый. Как правило, сумма потери была менее 20 тыс. рублей. Обычно жертвы сообщали мошенникам данные карты и коды из СМС-сообщений либо сами переводили им деньги.

Примерно треть пострадавших от мошеннических действий по факту хищения денег обращались с заявлением в свой банк. Такие данные получены в результате опроса, проведенного Банком России в 2023 году. О результатах опроса рассказал заместитель управляющего ивановским отделением Банка России Михаил Соколов.

По результатам опроса Банк России составил портрет пострадавшего от кибермошенников. Данный портрет опровергает существующий стереотип, что жертвами становятся только пенсионеры.

В результате опроса, стало понятно, что наиболее интересны для мошенников люди в возрасте от 25 до 64 лет, так как они экономически более активны и часто пользуются банковскими онлайн-сервисами. И как видите данный портрет существующий стереотип разрушает. Три четверти пострадавших граждан, это городские жители среднего образования и достатка. Существенный перевес среди пострадавших был у женщин.

Хочу отметить, что самой распространенной формой взаимодействия с потенциальной жертвой продолжает оставаться телефонное мошенничество, при этом существенно возросло мошенничество с помощью мессенджеров. Как правило, сумма потери составляла до 20 тысяч рублей.

После кражи денег треть респондентов обращались в свой банк.

В равных долях, а это по 27% опрошенных, обратились в полицию, либо никуда не обратились. Примечательно, что три четверти граждан, которое никуда не обратились, понесли сумму ущерба менее 20 тыс. рублей.

Обращаю внимание, что 88% из почти 400 тыс. опрошенных людей при взаимодействии со злоумышленниками не поддавались на их уловки и не совершали никаких действий.

Наиболее частые действия, которые люди совершают под влиянием мошенников, следующие: переводят злоумышленникам сбережения, сообщают коды из СМС-сообщений, а также данные банковской карты. Причем доли респондентов, совершающие эти действия равные – по 15% на каждые три действия.

Под влиянием мошенников люди вводят данные карты на сайте и устанавливают вредоносные предложения. Доли людей, совершающих эти два действия равны – по 12%. А реже всего — оформляли кредит и переводили полученные средства на мошеннические счета. Такихпострадавших среди опрошенных почти 5%.

Важно помнить основные правила безопасности, которые помогут уберечь ваши финансы при контакте с мошенником.

Я рекомендую всегда проявлять критическое мышление в отношении информации, поступающей от незнакомца, звонящего по телефону. Человека, которого вывели из спокойного состояния и отключили у него логическое мышление, всегда проще запугать и заставить второпях добровольно выполнить необходимые мошенникам действия.

Злоумышленники могут психологически воздействовать и по-другому – стараться заинтересовать и обрадовать внезапной выгодой. К примеру, к нам в ивановское отделение много раз обращался пожилой мужчина, которого заинтересовали компенсационной выплатой, причитающейся ему якобы по решению суда, за покупку в интернете биологически-активных добавок. И сумма компенсации была впечатляющей – 5 млн рублей. Мужчина долго искал правды, мы ему помогли, пояснив, что он попал в мошенническую схему.

Какие еще важно знать правила безопасности. Не сообщайте никогда и никому паспортные данные и финансовые сведения. Помните, что сотрудники банков и госорганов никогда не запросят у вас такую информацию. Эти данные нельзя ни где публиковать: в интернете, соцсетях, а также пересылать по почте. И в телефоне лучше тоже не хранить.

Если с вами связался неизвестный, представился сотрудником Центробанка, правоохранительных органов, банка, стал запугивать, требовать быстрых действий с финансами, положите трубку.