Так как 2023 год объявлен Президентом России Владимиром Путиным Годом педагога и наставника, газета «Авангард» на протяжении этого времени будет радовать вас историями о заволжских педагогах. О тех, кого с полным правом можно назвать наставниками, хотя и не все они имеют педагогическое образование.
Первый из них — рассказ об удивительном дуэте мамы и дочери. Казалось бы, какое отношение к наставничеству может быть? А дело в том, что речь в этой статье пойдёт о Марии и Маргарите Межаковых. Благодаря помощи своего куратора и по совместительству мамы, Маргарита является многократной победительницей конкурсов научно-исследовательских работ! В ходе интервью Мария и Маргарита ответили и на самый главный вопрос: тяжело ли разграничивать роли «мама-наставник» и «дочь-ученица»?
Конечно, в Заволжске есть семьи, в которых мама является не только «мамой», но и учителем в школе для своего ребёнка. Совмещение социальных ролей для обеих сторон не всегда проходит легко и гладко. Иногда для понимания и осмысления этих позиций требуются время и моральные силы. Для некоторых детей даже назвать маму по имени и отчеству, как принято в школе — уже тяжёлый переход за привычные поведенческие рамки.
Как ребёнок успевает психологически переключиться? Ведь ещё утром он проснулся от ласковых поглаживаний рук мамы по голове, а спустя пару часов он будучи в роли ученика пришёл на урок, где мама уже и не мама вовсе, а строгий, требовательный педагог.
При выборе героев для интервью газета «Авангард» хотела не только показать иную сторону классического понятия «наставник», но и представить его в разрезе семьи через социальные роли. Именно поэтому семья Межаковых привлекла внимание редакции.
Мария Межакова — мама четырёх детей и учитель истории и обществознания в лицее Заволжска, а одна из её дочерей – Маргарита – является многократным победителем городских, региональных олимпиад и конкурсов научно-исследовательских работ.
Так что же является основой таких высоких результатов юного исследователя: пример мамы как ответственного педагога или классическая роль мамы как человека, способного поддержать в трудной ситуации и помочь? На эти и другие вопросы Маргарита и Мария с удовольствием ответили.
Изучают родословную и цветоводство
По словам Марии, их общая с дочерью исследовательская работа начиналась очень сложно. Ещё во время обучения Риты в начальной школе они задумались об участии и в краеведческих чтениях, и в научно-практической конференции.
«Но всё как-то не получалось: то времени не хватало, то никак с темой исследования не могли определиться. Но, как говорится, стоило только начать», — отмечает педагог.
В гуманитарном направлении Ритой было выбрано краеведческое изучение родословной, в естественно-научном – цветоводство. Работали мама и дочь параллельно по двум направлениям. Работа закипела в 2018 году.
«Первой мы исследовали ветку Межаковых, поскольку Рита — носительница данной фамилии. Изучать начали биографию прадедушки — участника Великой Отечественной войны – и прабабушки. Конечно, инициатива исходила больше от меня и в целом от семьи. Маргарите в силу возраста, наверное, сложно было бы определиться с выбором темы. Для этого и существуют наставники, чтобы помочь, направить, заинтересовать», — добавила Мария Межакова.
Как отметила учитель, выбранные темы пробудили жажду знаний и вызвали интерес в работе над исследованиями у её дочери. Сейчас у Марии и Маргариты накопилось много информации и по родословной, и по цветоводству.
Перед тем как приступить к новому исследованию, Мария всегда советуется с дочкой о теме, интересуется, что сейчас близко для Риты. Но как в любой сфере, в том числе и научной, между ученицей и наставником не редкость и спорные моменты.
«Иногда спорим, но, выслушав друг друга, взвесив все плюсы и минусы будущей исследовательской работы, всегда договариваемся. Приходим к общему мнению», — заключила многодетная мама.
Строгий наставник или заботливый родитель?
Детей у Марии Межаковой четверо, и все, что естественно, требуют внимания. Как отмечает сама педагог, очень трудно находить время для любого дополнительного занятия, тем более для исследовательской деятельности, которая отнимает очень много времени и сил. Особенно трудоёмкий этап — сбор информации, он может продолжаться несколько лет.
Дело в том, что когда семейные исследования только зарождались, детей у Марии было двое, поэтому в научной работе успевали больше. Но даже с появлением третьего и четвёртого малыша Мария проделывает грандиозную работу не только над проектами, но и над собой.
«Быть одновременно мамой, педагогом и наставником очень сложно. Как мама я стараюсь выслушать, понять, обсудить какие-то сложные моменты в учёбе, в исследовательской деятельности. Но когда мы конкретно заняты обработкой собранной информации, Рита знает, что я, прежде всего, наставник и педагог, строгий и требовательный. Она старается не спорить, слушает и учится. В этом плане мы стараемся разграничивать роли «мама-наставник» и «дочь-ученица», — рассказала Мария.
По её словам, с одной стороны, быть одновременно мамой, педагогом и наставником очень и очень удобно, а главное — продуктивно и результативно: ребёнок всегда рядом, можно в любой удобный момент обсудить текущие вопросы, что-то объяснить, показать или лишний раз прорепетировать выступление для защиты, проговорить возможные вопросы от членов жюри.
«Поэтому у нас получаются с Ритой хорошие, глубоко проработанные «продукты», результаты это подтверждают. С другой стороны, совмещать эти роли очень сложно. Иногда происходит ролевой конфликт, когда хочется поступить как мама, пожалеть ребёнка, дать слабину, но понимаешь, что тогда в научном плане дочь не продвинется, поэтому иногда приходится быть более строгой», — откровенно подметила Мария Алексеевна.
Самое интересное – поиск информации
Наиболее сложный этап в научно-исследовательской деятельности – это сбор информации. Очень трудоёмкий, длительный — это при условии, если хочется написать глубокую и продуманную работу. Как рассказала Мария Межакова, иногда на просмотр одной метрической книги уходит до двух недель, и при этом не всегда удаётся найти какую-либо запись про предка (о рождении, смерти или бракосочетании).
«А вот, например, только метрические книги Троицкой церкви села Семёновское – Лапотное (ныне Островское Костромской области) мы посмотрели несколько раз, начиная с 1862 по 1918 год. Метрические книги составлялись церквями каждый год и могли содержать более тысячи станиц! Мы делали различные запросы для поиска информации о родственниках в разные организации, работали прежде всего с органами ЗАГСа. Каждый ответ – это месяц ожидания, такой порядок работы!», — рассказала педагог.
Мария и Маргарита работали и с семейным архивом, записывали воспоминания родственников, искали информацию по разным веткам родословной, где собрано много информации о предках.
На данный момент в семье Межаковых есть много проектов, находящихся только в стадии разработки: информация есть, но её надо систематизировать, обобщить, написать в виде оформленной научно-исследовательской работы.
Именно этап поиска информации Маргарита считает наиболее интересным для себя в исследовательской работе. Она любит расспрашивать родственников, перебирать старые документы, вглядываться в лица предков на потускневших от времени снимках. По её словам, за время нааписания научных работ она узнала много интересного и нового о своей семье.
«Теперь я не только знаю поимённо многих своих дальних родственников, но и осознаю всю ценность их жизни. Их жизненных подвигов. Я понимаю, что если бы не сила духа, которую проявили мои родственники в годы войны, то, возможно, не было бы меня и моих родителей. Я буду бережно хранить эти знания, отдавая дань благодарности и памяти своим предкам», — рассказала юный исследователь.
Из проектов составляется семейная летопись
Для Марии и Маргариты наиболее интересными, удачными и ценными были работы по изучению истории семьи — «Жизненный путь моего прадеда, участника Великой Отечественной войны, Межакова Анатолия Михайловича» и «История жизни моей прабабушки, Межаковой Анастасии Семеновны».
Первой работой был труд про прадедушку. С этим проектом Рита побеждала на школьных, районных и региональных этапах краеведческих чтений, была победителем юношеских чтений имени Бурылина и лауреатом городских чтений имени адмирала Невельского, победителем регионального конкурса научно-исследовательских работ «Юный архивист».
Сейчас работа про прадедушку готова для отправки на заочный тур Всероссийского краеведческого конкурса «Отечество», очный тур которого состоится в апреле.
«В прошлом году мы прошли в финал с работой про прабабушку, который проходил в формате онлайн-конференции и стали дипломантом конкурса. Рита любит выступать в самом начале работы конференций, чтобы быстро снять нервное напряжение и потом спокойно слушать других ребят, открывая для себя что-то новое», — рассказала Мария.
Участие в конкурсах закаляет характер
Защита научной работы действительно оказывает сильное воздействие на эмоциональное состояние участников. Не обошлось без подобных нервных ситуаций и в практике Маргариты.
В 2020 году на Бурылинских областных чтениях в гуманитарной секции Риту определили как первый номер для выступления, так как Мария с дочерью приехали заранее. Уже всё подготовив, повесив и закрепив стенд для защиты в специально отведённое место, они услышали крики недовольства.
Как оказалось, приехавшая после них следующая пара участников запротестовала, пояснив, что её ребёнок должен выступать первым, согласно присланному списку по алфавиту.
«Организаторы пошли у них на поводу, хотя времени на перемещение стенда перед защитой оставалось совсем мало. Я выступала вторая, понервничала, но справилась, и победа была за нами», — рассказала Маргарита.
На Всероссийском краеведческом конкурсе «Отечество» в прошлом году защита на секции «Родословие» шла два дня. Рита выступала в первый день, у неё по техническим причинам не пошла презентация, а Мария находилась в другой комнате с грудным ребёнком и помочь ничем не могла.
«Дочку заставили защищаться без презентации, баллы, конечно, сняли. Дали возможность перезащититься во второй день, но самой последней. Помню, по московскому времени было уже около восьми часов вечера. Повторная защита прошла успешно», — отметила мама.
Два раза Рита становилась победителем регионального конкурса научно-исследовательских работ «Юный архивист», но с награждением не всё складывалось гладко: первый раз помешала пандемия, в 2022 году в мае Рита была в Международном детском центре «Артек», и тоже пропустила общую для всех церемонию.
«Но сотрудники архива пригласили нас в июле на празднование юбилея Ивановской областной Думы, где и наградили. Мы побывали не только на мероприятии, но и на экскурсии по главному архиву региона, посмотрели фонды с древними метрическими книгами и ревизскими сказками, которые по толщине были более метра!», — восхищённо рассказала Маргарита.
Юный исследователь принимала участие во многих конкурсах, посещала различные мероприятия, часто выступала. Кроме краеведческих работ, у Маргариты есть проект «Особенности выращивания георгинов из клубней», с которым она стала лауреатом региональных Бурылинских юношеских чтений, победителем районной научно-практической конференции в прошлом учебном году, также получила диплом первой степени на Всероссийском конкурсе исследовательских работ имени Вернадского в прошлом году, а в этом учебном году данная работа стала победителем регионального конкурса исследовательских работ «Юннат» и участником Всероссийского тура этого конкурса.
Летом 2022 года Мария и Маргарита наткнулись на Всероссийский очный конкурс научно-исследовательских работ «Семейная память», направленный на сохранение памяти об участниках Великой Отечественной войны — членах семьи.
По словам Риты, тогда было несколько сотен участников, защиты шли несколько дней в онлайн-формате. В результате жюри выбрало трёх победителей и шесть призёров.
«Я стала призёром 3 степени! На награждение в октябре мы решили не ехать, так как оно проходило в Брянской области на границе с Украиной. Там объявили оранжевый уровень опасности, поэтому в целях безопасности мы остались дома. Награды нам прислали курьерской службой доставки», — довольно подметила Рита.
Заволжанка с удовольствием участвует во всех конкурсах научно-исследовательских работ, но по формату ей больше нравятся те, которые проходят очно.
«Онлайн-конференции удобны тем, что не надо никуда ехать, тратиться финансово, но живое общение всё же лучше. Именно с очных защит я уношу больше полезного», — добавила девушка.
Среди увлечений не только наука
Кроме исследовательской деятельности у школьницы есть и другие увлечения. Она уже пять лет посещает музыкальную школу, играет на фортепиано, любит петь и танцевать, разводит комнатные цветы — орхидеи и георгины.
«Я очень люблю учиться в школе, участвую в различных научных олимпиадах и турнирах. Достаточно часто занимаю призовые места. Например, в этом учебном году я стала победителем шести олимпиад на муниципальном туре Всероссийской олимпиады школьников», — рассказала о себе Рита.
Мама – пример во всём
Своё будущее Маргарита планирует посвятить обучению детей – хочет стать педагогом. Сейчас для неё привычна роль ученицы, потом появится роль студентки, а затем, возможно, и — наставника. На своём опыте Маргарита видит, как её мама меняет социальные роли. Это происходит, словно смена времён года. Поступательно. Друг за другом.
Вне сомнений, написание исследовательских проектов многому научило прилежную ученицу-гордость мамы. А полученные знания обязательно пригодятся ей в студенческие годы и в будущей профессии.
«Самое сложное для меня – это отвечать на вопросы членов жюри, вести научные дискуссии. Мы с мамой много работаем над этим, учимся вслух проговаривать мои возможные ответы. Пока что для меня это трудно, но я понимаю важность такого умения в любой профессии – держать ответ, поддерживать разговор, отвечать на вопросы. Я уже многое умею, но продолжаю учиться дальше. Хочу когда-нибудь тоже стать наставником для своих будущих учеников! Верю, что у меня обязательно всё получится!», — заключила Маргарита.
Как ты относишься к наставничеству со стороны мамы в своих исследованиях?
Моя мама – хороший наставник. Она всегда поддерживает меня, направляет, учит. Благодаря ей я научилась работать с архивными документами: метрическими книгами, ревизскими сказками, исповедальными росписями. Она научила меня вести работу на поисковых сайтах «Подвиг народа», «Мемориал», «Память народа», «Бессмертный полк». Я научилась составлять научную работу. Очень чётко знаю её структуру, умею составлять презентации. Конечно, я очень благодарна своей маме за всё это.
Такие истории не могут не трогать за душу, когда мама и дочь заодно, работают сообща, делают одно дело. Особого восхищения заслуживает их умение слушать и уважать мнение друг друга.
Как показала практика семьи Межаковых, разграничение ролей внутри семьи пусть и даётся нелёгким трудом, но при правильных целях и поставленной систематической работе именно оно и стало основой успеха Маргариты и Марии на научном поприще.
Нельзя не брать в расчёт желание дочери стать педагогом, пойти по стопам её мамы. Так ответьте на вопрос, не значит ли это, что Мария образцово справляется с ролью «мамы» и ролью «наставника»? Мы думаем — да.
Остаётся только пожелать успехов этому крепкому творческо-семейному тандему и ждать их дальнейших побед!