Большинство родителей мечтают, чтобы их ребёнок был лучшим во всём, в том числе и в учёбе. Для этого они начинают предъявлять к детям весьма жёсткие требования, и в качестве подтверждения успешности желают видеть в дневниках только хорошие оценки. Отрадно, если ребёнок тянется к знаниям, слушается, не прогуливает уроки и приносит домой отличные отметки, однако среди таких детей можно встретить тех, которые подвержены «синдрому отличника».
Как выявить таких учеников и справиться с проблемой, нам рассказала психолог отдела образования администрации Заволжского муниципального района Наталия Романова.
Сделать на «пять с плюсом»
«Синдром отличника» — это психическое состояние, при котором ребёнок, ставя себе заведомо высокие цели, всячески пытается их добиться. При этом старается выполнить поставленную задачу идеально, на «пять с плюсом», забывая об остальных жизненных аспектах: развлечениях, отдыхе, еде и общении. Цель становится некой идеей фикс. И если она не достигнута или достигнута, но не в полной мере, возникают подавленность, стрессы и депрессии, что в тяжёлых случаях может привести к психическим расстройствам.
Всегда быть первым
Иногда «синдром отличника» у ребёнка воспринимается родителями не как проблема, а как настоящий подарок. Для таких детей учёба является смыслом всей их жизни, а оценка — показателем их «правильности». При этом они стремятся не к конкретному результату, а к соответствию с неким стандартом: они будут хорошими лишь в том случае, если всё сделают безупречно.
Школьный отличник никогда не решится взяться за дело, если не будет на сто процентов уверен, что сможет с ним справиться идеально. Отсутствие опыта неудач значительно сужает круг возможностей такого ребёнка и мешает быстро справляться с жизненными сложностями.
Отсутствие друзей
Часто отличники имеют проблемы в общении со сверстниками. У них редко бывают близкие друзья. Это происходит из-за того, что дети предъявляют слишком высокие требования не только к себе, но и к окружающим.
Ребёнок никогда не будет первым во всём, как бы он ни старался. Всегда будут те, кто в чём-то лучше его. Есть природные ограничения, их тоже нужно уметь видеть и принимать.
Всё хорошо в меру
Можно ли избавить ребёнка от «синдрома отличника»? Можно, если научить грамотно рассчитывать свои силы и реальные возможности перед тем, как браться за новое дело.
— Не нужно требовать от детей того, с чем они просто не в состоянии справиться: их возможности не всегда могут соответствовать требованиям взрослых. Не обязательно ребёнку быть успешным во всём. Надо обратить внимание на то, к чему он проявляет наибольший интерес и помочь развиваться именно в этом направлении.
— Не нужно убеждать ребёнка в его уникальности. Некоторым детям вместо поддержки эти слова могут причинить вред.
— Необходимо научить ребёнка отдыхать и расслабляться. Чаще отпускайте его гулять или приглашайте детей к себе в дом. Больше времени проводите вместе с ним.
— Если ребёнок старается, подбодрите и похвалите его, даже если у него не всё получается. Пусть он знает, что для вас важны его старание и желание учиться, а не конечный результат.
— Убедите ребёнка, что вы цените и любите его таким, какой он есть, независимо от его учебных успехов. Тогда ему станет легче учиться, жить и быть успешным.
— Обязательно хвалите за достижения. Дайте ребёнку осознать, что хорошо учиться — в его интересах. Но не давите на него.
********************************
Когда всё свободное время ребёнка расписано на кружки, курсы, развитие разносторонних способностей, у него может не остаться возможности просто побыть ребёнком, а детство больше никогда не повторится. Такая неудовлетворённая потребность в детях может сохраниться на всю жизнь.