«По ступенькам финансовой грамотности»

«Деньги – великий воспитатель, так как они позволяют воспитывать у детей честность, доброту, великодушие к близким людям, желание поделиться, способность к самоограничению и привычку тратить их разумно».

А. С. Макаренко

Экономика и дошкольник тесно связаны между собой. Ребенок вместе с родителями ходит в магазин, иногда сам делает покупки, и хотим мы этого или не хотим, он все равно получает экономический опыт.

Воспитать у ребенка правильное отношение к деньгам и материальным ценностям так же важно, как научить его вести себя за столом. На таком понятии, как «деньги», пересекаются три важнейшие проблемы воспитания – нравственное, трудовое и экономическое.

Для того, чтобы дать дошкольникам представление о разнообразии денежных знаков в разных странах, а также познакомить их с историей денег, с процессом их преобразования человеком, с детьми старшей группы №8 МКДОУ детский сад №3, педагоги Горностаева Наталья и Постнова Лариса подготовили и реализовали проект «Неделя финансовой грамотности».

На протяжении этой недели ребята читали  экономические сказки Конатьевой Е. В.: «Хранители бюджета», «Домашнее хозяйство» «Кот Васька и пёс Барбос», «Мишин магазин», «Копилка» и другие; из серии «Азбука финансовой грамотности» смотрели обучающие  мультфильмы: «Билет на Марс», «Питомец», «То, что нужно», «Райский остров», «Благородное дело».

В беседе «Почему взрослые работают?» воспитанникам  дали представление о том, что средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и источником дохода является труд. Закрепили понимание экономических категорий:  «потребности», «труд», «продукт труда», «профессия», «специальность».

В   беседе «Семейный бюджет и расходы семьи» раскрыли сущность понятий:

— «семейный бюджет»  и его основные источники(заработная плата, стипендия, пенсия);

«расходы», и  какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги).

В ходе  тематического занятия «Азбука денег» педагоги старались раскрыть понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта». У детей формировалось представление о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость.

В ходе сюжетных дидактических игр «Покупки», «Рынок», «Банк», «Магазин»,  дети узнали, что каждая вещь стоит денег, учились сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами. Дети познакомились с понятием «банк» – местом, где дают деньги в долг, меняют и хранят. В процессе игровой деятельности, решая финансовые задачи, дети самостоятельно зарабатывали деньги и учились рационально их распределять на покупку одного или нескольких товаров.

У многих детей дома есть копилка, и они охотно стараются накопить на «мечту»: чтобы помочь своим родителям: отправиться в отпуск, купить подарок маме, бабушке.  Ребятам было предложено сделать в виде аппликации свою «Свинью-копилку». Также дети выполняли рисунки на тему «Семейный бюджет». Все работы получились красочными и очень содержательными. В них изображали деньги, раскрывали с помощью карандашей секреты грамотного планирования покупок, напоминали, как важно беречь денежные средства. В технике оригами дети с удовольствием изготавливали бумажный кошелек для хранения марок, фантиков – любых секретиков.

В рамках тематической недели ребята посетили мини-музей «Путешествие копеечки». Воспитатель группы №9 Беликова  Ирина провела экскурсию по музею, представила альбомы со старинными и современными монетами, купюры разных лет и стран, средства обмена вместо денег (крупы, драгоценные камни, мех и др.), накопительные средства (дебетовые и кредитные карты). Дети с интересом всё рассматривали, трогали и изучали экспонаты, внимательно слушали рассказ педагога о деньгах.

В программе «Неделя финансовой грамотности» педагогами были разработаны сценарии целевых экскурсий для детей: «Аптека», «Магазин продуктов», «Магазин канцелярских товаров». Дети в ходе прогулок увидели в реальном мире применение финансовых знаний и понятий.

Для родителей изготовили буклет «Как обучить финансовой грамотности детей?» В нем раскрыли основные доступные способы научить ребенка экономить деньги, загадки на экономическую тему, 5 правил финансовой грамотности маленьких детей.

Итогом интересной, творческой недели стал досуг по финансовой грамотности:  квест-игра  «Найди клад!». Ребятам было предложено стать кладоискателями. Они выполняли различные задания на станциях, обозначенных в карте-схеме: «Деньги», «Сказки», «Загадки», «Покупки», «Пословицы», «Домик, в котором живут деньги». Ребята показали хорошие  знания о деньгах своей страны и деньгах разных стран, о понятии «купюра», «монета», «покупатель», «продавец», «товар», «банкомат», «доход», «расход», «зарплата» и многих других. Дети хорошо знают, что можно купить за деньги, откуда они берутся и как их можно экономить. Игры «Цифры, стройся в ряд!», «1,2,3,4», «Покупки», «Мы – монетки!» способствовали формированию коммуникативных отношений, развивали познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение. В конце мероприятия, выполнив все задания, дети нашли «клад» в сундучке – золотые сладкие монетки.

Работая по данной теме, можно с уверенностью сказать, что заниматься финансовой грамотностью детей в современных рыночных условиях просто необходимо, не стоит пренебрегать финансовым обучением ребенка, так как это может определить его будущее.

Предлагаем поиграть с детьми  в игру «Будем денежки считать!»

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будемденежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом,

Дом, в котором мы живём (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)

Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)

 Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак,  согнув все пальцы)

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.