Молодым учёным дадут больше времени на исследования

С 1 сентября вступили в силу изменения в закон «Об образовании», которые отменили аккредитацию программ аспирантуры.

Вместо федеральных стандартов обучения (ФГОС) разработают федеральные государственные требования (ФГТ) к программам подготовки научно-педагогических кадров.Благодаря этому вузы получили больше свободы при формировании образовательных программ. С нового учебного года аспиранты снова должны будут в обязательном порядке проходить предзащиту диссертаций. Эти меры призваны повысить уровень научной работы во всех российских вузах, включая качество диссертаций на соискание ученых степеней.

«С 2012 года почти в полтора раза сократилось количество научных организаций, которые готовят аспирантов. Причем это произошло в том числе за счет организаций, где проводятся значимые научные исследования. Жесткие требования, установленные федеральными государственными образовательными стандартами, зачастую неприменимы к научным организациям.

Двойная регламентация аспирантуры через лицензирование и аккредитацию сыграла плохую роль», — заявила член Совета при Президенте России по науке и образованию, руководитель образовательного центра «Сириус» Елена Шмелева.

В настоящее время только 9% российских аспирантов защищают диссертацию в срок. По мнению экспертов, в этом частично виноваты ФГОС. Они накладывали на аспирантов дополнительную педагогическую и учебную нагрузку, не позволяя им сосредоточиться на науке. При обучении по ФГОС образовательная составляющая в 2 – 2,5 раза больше, чем по ФГТ.

Проект ФГТ дает больше свободы. Аспиранты будут заниматься тем, чем должны — наукой и подготовкой кандидатской диссертации.Как подчеркнула Елена Шмелева, новая модель аспирантуры предполагает и более высокую мобильность ученых. Теперь появится возможность реализовывать программы подготовки сразу несколькими научными, образовательными организациями, чтобы повысить интерес молодежи к науке.

Ректор ИвГУ Алексей Малыгин согласен с этим: «Обучение в аспирантуре может быть реализовано в сетевой форме, отдельные научные и образовательные организации идут этим путем. Такой формат обучения повышает академическую мобильность молодых ученых, способствует большей открытости научных школ, расширяет границы исследовательской работы. Важно сохранить этот опыт и в новых федеральных государственных требованиях, утверждения которых мы все ждем».

Поделиться в соцсетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.