«Чти всегда следы прошлого»

Сложно найти взрослого человека, который хотя бы раз в жизни не был в музее.  Но часто ли бывают в музее наши дети? Нет! Особенно в это непростое время!

Вместе с тем, музейная педагогика прочно завоевала в дошкольном образовании  своё место под солнцем. Каких только музеев не увидишь сейчас в детских садах, разных по тематике, по месту расположения, по формам и использованию в детском саду.

МКДОУ детский сад №2 , является  областной стажировочной площадкой по направлению «Духовно-нравственное и гражданско –патриотическое воспитание

Тема «Музейная педагогика с учётом краеведческого компонента как эффективное средство духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания  детей дошкольного возраста» находит своё отражение во многих аспектах работы нашего детского сада. В нашем детском саду имеется комната русского быта,  В ней собраны в основном настоящие старинные вещи , а также макеты конструкторы для постановки и игры.Экспозиция размещена по тематическим блокам; «Как Марьюшка семью кормила», «Хозяйкины помощники», «Как Марьюшка и Иванушка детей растили»В прошедшем учебном году комната русского быта была отреставрирована, расписана местной домовой свободно-кистевой росписью, пополнена экспонатами из блока «Кухонная утварь» Детей встречает хозяйка избы бабушка Варварушка или игровой персонаж Кузя.

В « избу» дети приходят «погостевать», познакомиться с новой сказкой или потешкой, поиграть в народные игры, изготовить элемент народного костюма, но главное увидеть подлинные вещи народного быта, узнать их назначение, окунуться в старину.В практику входят  мини-музеи различной направленности : в группе  «Гномики»    создан  мини-музей народной игрушки неваляшки, в группе «Золотая рыбка»  –  чая и чайных принадлежностей, который перерос в проект «Самовар Самоварыч»,  а в группе «Подсолнушки» , наоборот ,  после проекта   «Любимые стихи А. Барто» был создан мини-музей «Игрушки»

В старших группах тематика и содержание мини –музеев усложняется:  календари, открытки, часы, и даже музей гнома Эконома с различными видами монеток, кошельков, копилок, карточек .

Пробуют дети себя и в роли экскурсоводов. Так в процессе реализации  проекта «Город родной, горжусь тобой» прошла заочная встреча юных экскурсоводов»Он весь город нам покажет, интересно всё расскажет»Дети старших групп стали победителями различных номинаций «Самый эмоциональный рассказ», «заочная экскурсия по родной улице, Победителем стал рассказ Ильи Морозова  «Мой родной микрорайон: прошлое и настоящее»

Создание мини-музея дома –увлекательное занятие для всех членов семьи.

Давайте рассмотрим, что же может стать экспонатом домашнего музея.

  • Прежде всего, это семейные реликвии, как память прошлых поколений.

Экспонатами достойны стать свидетельства нынешних побед членов семьи:

дипломы, грамоты, медали, памятные значки.

  • Часть экспозиции может быть

представлена семейными фотографиями, отражающими памятные, яркие

события.

  • Интересными бывают предметы, выполненные членами семьи: вышивка, вязание, авиамодели, картины, разнообразные поделки, отражающие их хобби.
  • Коллекции значков, марок,  керамики, игрушек ( военная техника, куклы,  автомоделей.)

В наши дни наблюдается значительное усиление интереса людей к своей родословной .Поэтому одним из экспонатов музея достойно стать генеалогическое древо, а также герб.

В чем же ценность домашнего музея для развития ребенка?

Вещи, выставленные в таком музее знакомы и дороги ребёнку, так как они связаны с близкими ему людьми. Известно, что информация успешно усваивается ребенком, если она имеет яркую эмоциональную окрашенность.

  • Ребенок проявляет интерес к семейным реликвиям, а наличие интереса уже свидетельствует об эмоциональной окраске. Ученые выделяют особую эмоцию – любопытство, которая может стать основой любознательности.
  • Как вы знаете, в настоящем музее часто нельзя ничего трогать, а вот в

домашнем не только можно, но и нужно.

  • Его можно посещать каждый день, брать экспонаты в руки, рассматривать, расставлять по своему желанию.
  •  В обычном музее ребенок – лишь посетитель, а здесь он соавтор создания музея, активный творец.
  • Домашний мини музей – это результат совместной работы всех членов семьи – мамы, папы, бабушки, дедушки и самого ребёнка
  • Взаимодействие с  родителями способствует воспитанию бережного

отношения к традициям, сохранению семейных связей.

Надеемся , что поиск  партнёров и единомышленников  в осуществлении музейно-педагогической деятельности.

И в заключении , основные правила работы, почерпнутые в народной мудрости:

Терпение-дар неба.  Обладающий терпением не унизиться до раздражения.

Коллектив-  тоже семья. Укрепляй мир нашей семьи добрыми мыслями, добрыми словами, добрыми делами.

Смирнова Любовь Викторовна, заместитель заведующего по ВМР

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.