История одного автомобиля

ГАЗ-АА

В последнее воскресенье октября нас ожидает праздник более чем с тридцатилетней историей – день работников автотранспорта.  В народе его прозвали днем водителя, и он стал чем-то вроде мужского 8 Марта, потому что привилегией лежать под капотом автомобиля, перебирая карбюратор, в те годы обладали в основном мужчины.  Однако времена меняются: экзотикой кажется чинить машину не в автосалоне,  да и женщины все  больше посягают на суверенность мужского места за рулём. К сожалению, ушли в историю и советские традиции широкомасштабных празднований, а нам, заволжцам, как раз есть чем гордиться: в далёком 1976 году двое наших земляков на автомобиле ГАЗ-АА возглавили праздничную колонну в областном центре. О том, как  это было, нам в канун праздника рассказал один из участников того парада автомобилей, старший инженер по безопасности движения бывшего Заволжского АТП Е. Я. Яковлев.

Е.Я. Яковлев

Это сейчас для праздника порой даже повод необязателен, а в те далекие годы инициатива что-либо отпраздновать всегда приходила сверху: в районы из области, а в область из Москвы.  Согласно постановлению о праздновании в автотранспортном управлении города Иваново было решено организовать парад автомобилей всех марок отечественного производства, начиная с первых выпусков. По счастливой случайности в Заволжском районе (и нигде больше в области!) сохранился настоящий раритет — автомобиль ГАЗ-АА 1932 года выпуска. Несмотря на солидный возраст, машина была на ходу и состояла на государственном учёте. Именно её и поручено было подготовить к параду. Накануне праздника автомобиль предстояло перевезти в Иваново. По словам Евгения Яковлевича, появление полуторки на дороге не осталось незамеченным: «Люди останавливались и рассматривали наш автомобиль, а водители других машин приветственно сигналили нам». На другой день в областном центре начался парад. По главным улицам Иванова прошла автоколонна из грузовиков (ГАЗ-51, ЗиЛ-130,  ЗиС-5, БЕЛАЗ), автобусов ПАЗ-651, ЛАЗ, ЛИАЗ и других. Были и «Волги», и «запорожцы». А во главе колонны на полном ходу ехал «заволжец» ГАЗ-АА, самый пожилой участник парада.  Евгений Яковлевич вспоминает: «На наш ГАЗ-АА смотрели, как на чудо.  А позже, когда колонна уже остановилась, один пожилой зритель подошёл и сказал, что он всю войну проездил на такой «полуторке», попадал даже под бомбёжку. Перед уходом он похлопал слегка по капоту рукой, и я заметил на его глазах слезы…». Под вечер смотр-парад был закончен, и участники вернулись домой.  А в 21 час в программе «Время» на заволжскую «полуторку», возглавившую парад, смотрела уже вся страна. Вот такая вот история одного праздника.

Поздравляем с Днём автомобилиста всех бывших работников Заволжского автопредприятия, а также всех профессионалов-водителей легкового и грузового автотранспорта и просто автолюбителей с праздником! Желаем всегда счастливого пути и безаварийной работы.

Автомобиль ГАЗ-АА, «газик», «полуторка» — название, данное за грузоподъёмность в 1,5 тонны. Годы производства: 1932 — 1950. ГАЗ-АА – первый автомобиль Горьковского автомобильного завода, он был точной копией американского Форда-АА. В самом начале производства кабины «полуторок» были деревянными.  Преимуществом автомобиля  ГАЗ-АА в военные годы считалась простота конструкции и неприхотливость к качеству топлива. Большое значение сыграло и то, что практически все автомобили Красной Армии были только двух типов — ГАЗ и ЗиС, что значительно облегчало их ремонт.

Редакция благодарит за предоставленные материалы Е.Я. Яковлева.

Анастасия Метлина

Поделиться в соцсетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий