Юность комсомольская моя

Под таким названием 26 октября в Заволжском центре социального обслуживания прошёл ретро-вечер, посвящённый 100–летию ВЛКСМ.

Вспомнили историю комсомола

В зале собрались представители старшего поколения. Их внимание привлекла выставка, посвящённая дню рождению ВЛКСМ. Здесь и фотографии, и членские билеты, и книги о комсомоле, письма с воспоминаниями о комсомольской юности, грамоты.

Открыл мероприятие показ видеоролика «100-летию комсомола посвящается!»

В этот день выступили волонтёры из молодёжного центра, представляя пионерский отряд, «серебряный» волонтёр Ирина Якимова, прочитавшая стихотворение «Комсомольский билет», вместе с ведущими присутствующие вспомнили события из истории комсомола: первый съезд, цели молодёжной организации, заслуги, награды.

История на всю жизнь

В основном на мероприятии присутствовали те, чья молодость связана с комсомолом. Несколько человек поделились своими воспоминаниями.

Ольга Крутова:

— Я была секретарём школьной комсомольской организации, в институте  —  членом комитета комсомола. Когда начала работать в Решемской средней школе, была секретарём учительской комсомольской организации.

Вся молодость связана с комсомолом, тогда было много интересного, полезного и важного для развития души, патриотизма.

Помню, как в 14 лет мы готовились вступать в комсомол: изучали его историю, устав. Старшие пионервожатые или учителя приводили нас в райком комсомола. Мы тряслись, как на экзамене, но потом с большой радостью, с облегчением шли домой с комсомольским значком на груди, с билетом, хвастались родителям. А потом приходили в класс и были очень горды, ведь кто-то оставался ещё пионером, а мы были постарше – уже комсомольцами.

Я очень благодарна Вере Константиновне Ратас, которая была старшим наставником в школе № 3, и классному руководителю Александре Николаевне Кондратьевой. Они смогли в нас, как в комсомольцах, воспитать самостоятельность. Мы сами проводили комитет комсомола, уже тогда учились планировать работу.

Татьяна Рыбакова:

С комсомолом связаны имена Нины Ивановной Комаровой, она была пионерважатой в школе, и Владимира Николаевича Смирнова, который проводил с нами много мероприятий. Мы ездили на областной «Орлёнок»,  где стреляли из винтовок, совершали маршброски в 3 часа утра.  В те времена было много слётов, турпоходов.

В 1975 году, когда я перешла в 10 класс, в райкоме комсомола работала Галина Фёдоровна Акулинина. Она собирала оперативный отряд. Мы ходили с красными повязками, дежурили по городу.

В школе я была в комитете комсомола. Мы готовили много разных мероприятий. Последние два года с нами в комитете была Валентина Руфильевна Египко.

Когда я пришла на работу, была в комитете комсомола фибровой фабрики. Мы готовили демонстрации. Я ходила по цехам и читала лекции об атеизме.

Я участвовала в районных мероприятиях, в пленуме, который проходил в клубе, об этом даже есть запись. Моё имя было занесено в книгу памяти областной организации.

В комсомольском билете есть запись «На вечную память!» И я его до сих пор храню, берегу. Для меня это история на всю жизнь!

Нина Комарова:

В комсомоле я с 50-х годов. В то время существовала клятва: «Честное комсомольское!» Это означало, что человек говорит правду.

В нас был воспитан дух патриотизма и ответственности, мы всё время посвящали общественному делу.

Я помню выпускной бал, во время которого ко мне подошла Галина Витальевна Кандалинцева. Она сказала: «Нина, кроме тебя, никого не вижу на этом месте. Завтра выходи на работу пионервожатой!» И я на другой же день пришла в школу. Мы учителей почитали, уважали, никогда им не возражали, не перечили. И вдруг я попала в этот коллектив! Первый педсовет. Я всех боюсь, а мне нужно встать на одну ногу с ними. Но они решили, что я как пионервожатая должна у кого-то зашить заплатку, кому-то дать таблетку, кого-то научить играть, кого-то петь-плясать. И я растерялась: кем же я должна быть?

Тогда мы были в Кинешемском комитете комсомола. Мне запомнилось, что моя большая фотография висела в Кинешме на доске почёта. До сих пор этим горжусь! Я была целыми днями в школе. Я была всем нужна, везде востребована. Я была лучшей пионервожатой, потом лучшим директором Дома пионеров! И если мне не скажут, что я лучшая, то мне будет обидно, потому что я всегда во всех делах старюсь делать всё только на высоком уровне, стараюсь быть лучшей!

Я помню, как бывший глава администрации Заволжского городского поселения Вячеслав Касаткин мне много лет говорил: «Я не забуду тот день, когда вы мне повязали галстук!»

В комсомоле мы очень сдружились с Валентиной Николаевной Ольневой.

Не забуду те комсомольские конференции, когда я вводила в зал пионеров. Все приветствия я сочиняла сама: и для партийной организации, и для комсомола, профсоюзной организации, учителей. И все ждали, потому что приветственные слова были написаны в адрес именно этих людей. Выступления проходили под бурные аплодисменты. Я настолько была горда, что веду гвардию пионеров с горном, с барабанами, со знамёнами и с флагами. Это было большое торжество!

Валерий Разживин:

Во втором классе я вступил в пионеры. В это же время я ходил с мамой в военный госпиталь, она была санитаркой, а я ей помогал: после Японской войны раненых было много. Там я впервые увидел комсомольский билет. Когда я пришёл в госпиталь в пионерском галстуке, меня подозвал раненый солдат: «Я тебе на память подарю комсомольский билет!» В нём было написано, что он выдан в 1941 году. Но я не стал его брать. Сказал: «Ты приедешь домой и отдашь его своим детям». Солдат ответил: «Нет, наверное, я до этого времени не доживу!» Я всё равно не взял комсомольский билет. А мечта быть комсомольцем вкралась в мою душу. Потом был активным комсомольцем.

В 1955 году, когда я учился в 6 классе, мне рекомендацию на поступление в комсомол дал классный отец Георгий Иванович Шаповалов. Собрание проходило 15 мая, а день рождения у меня — 25 мая, но в этот день был последний звонок, поэтому комсомольское собрание перенесли на 15 число. И я в комсомольскую организацию вступил на 10 дней раньше, чем мне исполнилось 14 лет. Теперь я говорю, что для меня комсомольская юность началась немного раньше, чем для остальных ребят!

Я помню, как в школе мы собирали металлолом, макулатуру, даже золу и пузырьки для аптеки.

В 1961 году, после окончания училища в Рыбинске, я отработал два года на военном заводе. Затем вернулся в Заволжск. Я ходил на химический завод имени Фрунзе, но места токаря не было. Я шёл расстроенный, когда мне встретился Александр Журавлёв. Он сказал: «Спортсмен ходит по городу, а у меня учителя нет в Воздвиженской школе. Завтра приходи ко мне в районо». Я пришёл и мне вручили комсомольскую путёвку учителя физкультуры в Воздвиженскую школу.

В 1973 году я ушёл из комсомольской организации, когда меня вызвали в райком комсомола, и торжественно вручили комсомольский билет на память за большую комсомольскую работу. В 1968 году, когда комсомолу вручали орден октябрьской революции, я был на пленуме. Это событие осталось в моей памяти на всю жизнь.

Тамара Кирсанова:

Я родилась в Иванове, где прошли мои детство и юность. В 10 лет меня приняли в ряды пионерской организации школы № 43. Я давала клятву быть верой делу партии и Ленина, мне повязали красный галстук, который нужно было постоянно носить. Помню, как собирали металлолом и макулатуру. В день пионерии 19 мая мы не учились — был большой праздник, все ходили гулять в парк, катались на качелях, каруселях. Было здорово!

С 14 лет достойных, хороших учеников принимали в комсомол.

Я помню, как нас по одному вызывали на бюро комсомола, беседовали, задавали вопросы о политике страны, о международном положении.

Меня приняли в комсомол в 1968 году, когда я училась в 8 классе. Выдали комсомольский билет. Учащиеся платили членские взносы. Сумма, конечно, была незначительная.

Быть комсомольцем означало активное участие в общественной жизни. Я была членом бюро комсомольской организации школы. Мы организовывали конференции, праздники.  С большим желанием несли транспаранты, цветы во время демонстраций на 7 ноября,  на 1 Мая.

Настроение всегда было отличное. Были и походы, и песни у костра. Всё это объединяло нас, трогало душу.

После школы в 1971 году я начала свою трудовую деятельность на ткацкой фабрике имени Дзержинского. Это было огромное текстильное предприятие по производству гобеленовых тканей, у которого был спортивный комплекс, библиотека (где я и работала), профилакторий, поликлиника, жилой фонд, потому что трудилось на предприятии около 7000 работников.

Комитет комсомола на фабрике имел статус райкома и соответственно штат освобождённых работников: секретарь, заместитель секретаря, заведующий организационным отделом.

На фабрике трудилось много молодёжи: девушки — ткачихи, прядильщицы были со всех концов Советского Союза, особенно много было украинок, узбечек, татар, белорусов.

В то время очень актуальны были мероприятия, направленные на укрепление дружбы между народами. Я была членом комитета ВЛКСМ фабрики и отвечала как раз за работу клуба интернациональной дружбы (КИД).

Мы тогда были все как родные и одной национальности под названием советский народ.

На фабрику приезжало немало делегаций из советских республик, а также из зарубежных стран. Помню, мы принимали участие в организации встречи с кубинцами, поляками. Несмотря на языковой барьер, понимали друг друга очень хорошо.

За активную работу в 1973 году мне дали комсомольскую путёвку в Болгарию. Это была незабываемая поездка. Мы жили в международном молодёжном лагере на берегу Чёрного моря.

С 1973 по 1975 годы меня избирали на должность заместителя секретаря комитета комсомола фабрики.

Надо сказать, что в те времена жизнь была интересной, полной смысла и желания построить счастливое будущее. Иногда вспоминаю это время с чувством щемящей тоски.

Комсомол – это судьба многих из нас. Это дорога в партийные органы.

Я в 19 лет вступила в партию. Это сыграло решающую роль в моём поступлении в правоохранительные органы. Свой комсомольский билет я сдала в обмен на партийный, который храню до сих пор.

Свою работу с 1972 года я совмещала с учёбой в московском всесоюзном юридическом заочном институте, который успешно окончила в 1977 году.

В 1978 году была принята на работу в органы прокуратуры  Ивановской области. В мае 1978 года направлена в Заволжск, где я уже 40 лет.

Как член КПСС я продолжала участвовать в общественной жизни: была секретарём партийной организации суда и прокуратуры, членом районной партийной комиссии.

Хочу отметить, что когда я работала сначала помощником прокурора, потом прокурором, я участвовала в судебных заседаниях по поддержанию государственного объединения. Анализируя состояния подсудимых, лиц, с которыми приходилось беседовать и партийной комиссии перед этим на комитетах комсомола, я видела, что люди больше боялись общественного осуждения, чем государственного. У людей очень сильно было развито чувство  ответственности и долга!

Галина Лазарева:

— Комсомол – это эликсир молодости. У нас тогда был лозунг «Партия сказала: «Надо!», комсомол ответил: «Есть!»

Когда я работала в органах внутренних дел, на работу приходили ребята по комсомольским путёвкам. У нас таких было двое:  Сергей Владимирович Смирнов и Александр Геннадьевич Берёзин. Тогда на службу брали достаточно надёжных, проверенных, грамотных ребят. Задел комсомолия прошёл через всю их жизнь, именно с этими людьми было приятно работать.

На базе школ и трудовых коллективов тогда создавались отряды юных друзей милиции для учеников 7 — 8 классов, отряд «Дзержинец» для старшеклассников и оперативные комсомольские отряды для сотрудников предприятий.

В старых фильмах можно увидеть ребят с повязкой на рукаве, где написано «ОКО» — оперативный комсомольский отряд. Они охраняли общественный порядок, и попробуй поведи себя неправильно на улице, не то что милиционеры, а именно дзержинецы наводили порядок.

На танцах, где каждую неделю собиралось по 300 человек — и в городском Доме культуры, и в клубе фибровой фабрики — охрану общественного порядка осуществляли тоже молодые ребята.

На летней танцплощадке на охране обязательно были наши помощники, внештатные сотрудники, которые брали на себя ответственность, как взрослые сотрудники милиции.

Татьяна Папахина:

— Нашему поколению повезло родиться в то время, когда был комсомол. Мы были самостоятельными: на линейку строились сами, выкладывали из еловых, сосновых шишек девизы и лозунги.

В институте на первом курсе меня избрали сначала комсоргом группы, потом комсоргом курса и заместителем секретаря комитета комсомола института.

Уже тогда заложились определённые навыки: и руководящие, и умение работать в коллективе, организовывать не только себя, но и окружающих, поэтому после окончания института меня назначили на работу в сельский совет. Было непросто и страшно: 30 депутатов были ровесниками моим родителям, поэтому приходилось руководить и в то же время учиться всему: и жизненному опыту, и решению различных управленческих задач, но вместе с тем комсомольский задор и сплочённость учили нас жить самостоятельно.

Ольга Телкова:

— Я была секретарём в комсомольской организации детского комбината № 3, который относился к химическому заводу имени Фрунзе. Секретарём на заводе был Валентин Алиев.

Мне запомнилось мероприятие, посвящённое 55-летию комсомола, которое проходило в клубе химзавода. Это был съезд комсомольцев.

Я помню, как нас регистрировали, встречали, всё было очень торжественно! А когда мы вошли в зал, у каждого на стуле висела газета «Авангард», приуроченная к этому мероприятию. Мы садились на стулья, брали газету в руки и начиналось мероприятие. Тогда очень торжественно Нина Ивановна Комарова привела свой пионерский отряд.

Мы не только с задором трудились, но и отдыхали:  ездили на лыжах в Щелыково на голубой ключик, катались с горы.

Хочу отметить, что празднование 100-летия комсомола происходит и в Чеченской республике. Моя внучка учится там в институте и готовится к выступлению с песнями «Журавли» и «Катюша» на чеченском языке.

Инна Сорокина:

— Комсомол – это организация советской молодёжи. Нас принимали в комсомол, приурочивая это событие ко Дню рождения комсомола, то есть накануне 29 октября.

Заранее весь наш класс изучал задачи союзов молодёжи. Эта книжечка была для нас настольной в те годы. В райкоме комсомола классный руководитель давала каждому характеристику. Рассматривали все кандидатуры и решали, кто достоин быть комсомольцем. Все очень волновались. Затем нам были вручены комсомольские билеты и комсомольские значки.

Так мы сняли пионерские галстуки. И очень гордились, что стали комсомольцами. Все стали сравнивать себя с героями книги «Молодая гвардия». Мы ощущали себя младшими товарищами коммунистов и старались это показать и доказать на деле. Мы работали в колхозе на уборке урожая. У нас были созданы комсомольские бригады и мы проводили соревнования также вели шефство над младшими классами, помогали ветеранам и своим товарищам в учёбе. Было интересно, весело!

Мы были задорными, целеустремлёнными. Такими были мои комсомольские годы.

Ольга Колосова:

Я вступила в ряды Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодёжи – ВЛКСМ весной 1972 года. Помню, как изучала устав комсомола, отвечала на вопросы на комсомольском собрании, голосование о приёме меня в ряды ВЛКСМ.

С чувством особого волнения я с несколькими одноклассниками вошла в здание райкома в Заволжске. В апреле 1972 года, где мне вручили комсомольский билет и комсомольский значок.

Я помню, как на следующий день первый раз пришла в школу с комсомольским значком на груди и среди одноклассников, которые в большинстве ещё носили пионерские галстуки, я почувствовала себя сразу взрослее и старше их. Я ощущала, что в моей жизни настал новый период, почувствовала, что наступило время взросления, и детство осталось уже позади.

В те годы были очень известны песни со строками: «Комсомол – не просто возраст, комсомол – моя судьба» и «Не расстанусь с комсомолом – буду вечно молодым!»

Это были не просто слова из песен. Она воспринимались как призыв, кК лозунг, как девиз, как жизненная позиция. И это действительно так: молодой задор, стремление познавать новое идти вперёд, преодолевать преграды и трудности на жизненном пути, добиваясь осуществления поставленной цели – всё это я стремилась сохранить в себе и пронести через годы своей жизни. Я бережно храню свой комсомольский значок и благодарна своей комсомольской юности за то, что получила путёвку в жизнь – тот жизненный настрой который помогает мне до сих пор сохранять молодость души.

Елена Кондратьева

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.