Стартует дистанционное обучение

Дистанционное обучение – это одно из важных направлений модернизации образования. На сегодняшний день сто тридцать школьников из восемнадцати муниципалитетов области  обучаются в дистанционном режиме, среди них — два человека из Заволжского района.

Дистанционный педагогический совет

«В 2010 году принята новая программа развития лицея на 2010 — 2015 года», — отметила Н.В. Петрова, заместитель директора Заволжского лицея по учебной части, муниципальный координатор  проекта дистанционного обучения, на нашей с ней встрече.

По данной программе развитие форм дистанционного обучения является одним из приоритетных направлений.

Проект реализуется по трём направлениям.

Первое направление

Н.В. Петрова проводит урок в режиме дистанционного обучения

МОУ Заволжский лицей является муниципальной площадкой по реализации эксперимента, целью которого является создание муниципальной системы дистанционного сетевого взаимодействия базовой школы лицея с образовательными  учреждениями района для предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся Заволжского района. Эксперимент реализуется с 2009 года и рассчитан на два года.  Изначально в процессе дистанционного обучения были задействованы возможности электронной почты. Для большей эффективности постепенно ввели чат-консультации через ISQ и Skype.

Во втором полугодии благодаря содействию департамента образования Ивановской области педагоги Заволжского района получили доступ к платформе для онлайн общения Adobe Cоnnect, на которой строится весь процесс дистанционного обучения. Данное программное обеспечение представляет собой инструмент для эффективной совместной дистанционной работы. Оно даёт возможность проведения онлайн-семинаров, веб-конференций, виртуальных встреч, круглых столов, а также позволяет организовать дистанционное обучение, создать насыщенный мультимедийный контент, разработать учебные материалы.

На базе этой платформы открыт учебный кабинет Заволжского района. Согласно расписанию занятий сетевой дистанционной базовой школы 20 января 2011 года состоялись первые дистанционные уроки. Этому предшествовала большая подготовительная работа: проводились консультации с кураторами сельских школ, проверялось качество связи, отрабатывались правила общения в учебном классе. Педагогами лицея Е.А. Голубевой и Н.В. Петровой были подготовлены презентации, на которых строились уроки русского языка и алгебры с учащимися базовой школы социально-гуманитарного  и физико-математичекого профиля. Уроки прошли чётко  и организованно. С учащимися был установлен живой контакт.

Присутствующие на данных уроках начальник одела образования администрации Заволжского муниципального района Т.В. Романова и заведующая методическим кабинетом Л.В. Феофанова высоко оценили эффективность такой работы. Положительную оценку получили уроки со стороны детей и кураторов сельских школ.

Уроки также посетила методист отдела информационных технологий регионального представительства групп компаний «Формоза» И.И. Рокитская. Она также высоко оценила работу педагогов, принимавших участие в дистанционном взаимодействии, особо отметила преподавателей базовой школы.

В настоящее время работе на данной платформе обучаются учителя физики и обществознания.

Второе направление – дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.

Возможность дистанционно получать качественное образование появилась благодаря участию района в реализации приоритетного национального проекта «Образование», рассчитанного на 2009 – 2012 годы. С 2009 года этот проект реализуется во всех субъектах Российской Федерации, что обеспечивает существенную финансовую поддержку федерального бюджета. Получение образования для детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных условий их дальнейшего устройства в жизни.

В рамках проекта уже осуществлена поставка оборудования учащимся со слабым здоровьем и на базу Заволжского лицея, педагоги прошли обучение на курсах повышения квалификации в региональном центре дистанционного обучения, осуществляется оплата интернет-услуг. По их окончании преподаватели могут проводить обучение в качестве учителей-тьюторов.

Тьютор — исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.

Поэтапная реализация проекта в Ивановской области позволит обеспечить возможность дистанционного обучения 190 детям с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся на дому и не имеющим медицинских противопоказаний для обучения ч использованием дистанционных технологий.

«На сегодняшний день мы пытаемся начать полноценное дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, но у нас возникают некоторые сложности. В основном это касается технической стороны. Основная проблема — низкая скорость интернета. Вся диагностика по этому вопросу направлена в отдел образования, надеемся, что проблема будет решена в скором времени», — пояснила Наталья Викторовна Петрова.

Координатор проекта также отметила, что на каждого ребёнка составляется индивидуальная образовательная программа с учётом особенностей заболевания и психического развития, возраста. Обучение таких детей проходит комбинированно, то есть помимо 2 — 4 дистанционных уроков в неделю, преподаватели с ними занимаются и на дому.

Для того чтобы как можно быстрее приступить к обучению, родители детей с ограниченными возможностями здоровья получили консультацию в центре дистанционного образования. Там их познакомили с  начальными навыками работы на компьютере, с правилами работы с задействованными программами и платформами.

В.М. Рябцова, куратор детей, обучающихся дистанционно, зачастую сталкивается с психологическими проблемами не только детей, но  и родителей. Многие ещё не до конца осознают суть данного проекта, и поэтому не могут решиться на такой шаг.

Последнее направление – внедрение в образовательный процесс лицея дистанционных технологий.

Стартом для реализации задуманного стал семинар «Дистанционное обучение – форма повышения эффективности образовательного процесса», который проходил в Заволжском лицее.

В ходе семинара Н.В. Петрова  познакомила педагогов с общими подходами к организации дистанционного обучения, которое претендует на особую форму получения образования. Наталья Викторовна перечислила основные факторы, влияющие на необходимость применения дистанта, обозначила его организационные и методические преимущества.

Помимо Н.В. Петровой, в лицее работает ещё немало преподавателей, которые используют возможности интернета в обучении детей. Среди них — С.Н. Кружилина, учитель физики. Ученики Светланы Николаевны активно участвуют в различных дистанционных олимпиадах. Такой вид деятельности способствует развитию интеллектуальных способностей ученика, даёт шанс реализовать их с полной отдачей и получить при этом ощутимые результаты. За последние два года благодаря дистанционным олимпиадам пять выпускников лицея смогли воспользоваться льготами при поступлении в вузы.

Дистанционные технологии обучения позволяют активизировать внеурочную деятельность с учащимися. Об этом на семинаре говорила Л.В. Тихомирова, учитель начальных классов. Востребованным в работе  класса стал созданный Людмилой Владимировной блог. В настоящее время количество учащихся, активно работающих в блоге, значительно увеличилось.

Кроме того, в рамках работы в системе дополнительного образования Людмилой Владимировной совместно с Е.А. Голубевой создан блог «Школьная газета».

В завершение семинара А.С. Кондратьева, учитель истории и обществознания, поделилась опытом работы по использованию персонального сайта класса для повышения эффективности деятельности классного руководителя. Созданный ею сайт 7 «В» класса востребован детьми. Они постоянно находят там информацию о состоянии учебной и внеурочной деятельности своего класса, оставляют комментарии и задают вопросы на форуме. Анна Сергеевна считает, что это способствует сплочению классного коллектива, даёт возможность каждому ученику совершенствовать свои навыки работы в сети интернет.

«Создание и расширение дистанционных форм обучения необходимо для развития квалифицированного, интеллектуального, высоко профессионального общества», — добавила Н.В. Петрова.

Сегодня можно говорить, что обучение детей со слабым здоровьем – это семейный проект. Дистанционное образование способствует успешной социальной адаптации, ориентирует детей на получение востребованных на современном рынке труда профессий, прежде всего связанных с владением информационными технологиями.

Наталья Копкова

Поделиться в соцсетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий